Шантарские острова. Часть 4. Локаторы и медведи

Не забыли мы про обещание помочь в строительстве часовни, два дня потратили на разборку РЛС. 

Старое здание РЛС находилось в полуразрушенном состоянии, основание локатора было спилено, для того, чтобы в тумане не создавать угрозу для вертолетов. Крыша просела и могла рухнуть в любой момент, в здание заходить было опасно.

В цветущем поле вокруг станции разбросаны приборы, железные детали конструкций, старые бочки.

Старые, но хорошо сохранившиеся бревна выламывали, иногда выпиливали бензопилой, очищали от гвоздей и скоб. Бревна были скреплены металлическими штифтами, пришлось изрядно повозиться.

Готовый брус переносили к побережью, в бухту Панкова отвезти его не смогли, не было лишнего топлива. Бочку бензина, оставленную для нас на острове, нашли медведи и сильно помяли. Топливо из нее вытекло.

В нескольких километрах, у подножия горы находилась сама воинская часть, туда сходить не удалось, было много работы. Казармы не были видны из-за сильного тумана, дорога от РЛС в часть с трудом угадывалась в сплошном ковре травы и цветов.

У небольшого озерца возле РЛС военные оставили громадную кучу старых металлических бочек. Местный бурундук с интересом наблюдал за разборкой здания, людей он, скорее всего, видел впервые.

Вертолет, который должен был из поселка Бриакан доставить стройматериалы для часовни и забрать нас обратным рейсом, до острова долететь не мог из-за сильной загрузки. До Большого Шантара вертолеты дотягивают только полупустые, и то только с дополнительным топливным баком. Предстоял обратный поход на материк в бухту Онгачан. 

Перед большим переходом общий снимок на память.

Вышли с небольшим запасом по времени, по прогнозам погода должна была скоро испортиться, морской бог, похоже, допил утопленную нами бутыль с водкой. Путь предстоял вдоль побережья Большого Шантара и Острова Беличий. Беличий проходили на закате, в восточной части острова увидели интересную скалу с огромной дырой, подходить ближе к ней не стали.

После непродолжительной стоянки на острове Беличий решили отправиться на материк в бухту Онгачан, откуда нас должен забрать вертолет. Волн почти не было, попутное течение добавляло к скорости несколько километров в час, и мы решили рискнуть, дойти до материка в один переход. В бухту заходили уже ночью, по GPS, берега едва угадывались в сумраке.

В полной темноте, в свете фонарей увидели завал из бревен, занесенных волной на берег. С трудом перенесли через бурелом палатки и необходимые вещи, остальное оставили до утра. 

Только утром мы поняли масштаб этого завала, сотни тонн бревен волнами застилали берег бухты Онгачан на километры в длину и десятки метров вверх, в ближайшей скале метровые по толщине стволы деревьев висели на камнях на высоте второго-третьего этажей. Попытки представить себе шторма, бушевавшие здесь, рисовали в голове страшные картины. Не хотелось бы оказаться в такой момент поблизости.

Вскоре появился медведь. Косолапый ходил кругами вокруг лагеря и был явно неадекватен. Медведь совершенно не боялся людей, на крики, выстрелы в воздух и кидание в него камней практически не реагировал. С трудом удалось отогнать его на безопасное расстояние, но совсем от лагеря он не ушел.

Развернулась дискуссия, стоит ли пристрелить медведя или сохранить ему жизнь. Одни утверждали, что зверь неадекватен, и представляет угрозу для людей, второй половине было просто его жаль. В итоге победил «Гринпис», косолапого прогнали с помощью камней. Медведь гринписовских методов не оценил и оказался злопамятным. Ночью он вернулся, разорвал в клочья спасательный жилет и прогрыз баллон катамарана. Пришлось ремонтировать плавсредство.

В лесочке неподалеку увидели дикого оленя.

Животное стало объектом второй дискуссии. Одним хотелось свежих котлет и шашлыка из оленины, тушенка из банок и рыба уже давно надоели, другие требовали сохранить жизнь этому грациозному животному. К несчастью для оленя, победила первая группа. 

На оленя была устроена засада у ручья, оружия у нас хватало, и недостатка в профессиональных охотниках тоже не было. Засада увенчалась успехом, в сумерках животное вышло к ручью, и было убито точным выстрелом из карабина.

На запах разделываемого оленя сбежались все окрестные медведи, было страшновато, казалось рычание и тяжелое дыхание косолапых звучали в метрах от нас. Одни разделывали, остальные держали круговую оборону, освещая фонариками стоявших с двух противоположных сторон медведей, не решавшихся подойти ближе. К счастью, обошлось без стрельбы – оставив медведям останки оленя, охотники вернулись с добычей в лагерь.

Стрелять в медведя ночью опасно, в случае промаха можно оставить подранка. Медведь - очень злопамятное животное, если его ранить он будет мстить, начнет охотится на людей. 

Под утро к останкам подошла огромная медведица с медвежатами и разогнала остальных медведей.

Наевшись оленины, медвежата игрались и весело плескались в воде.

Один косолапый ушел, второй был крупнее, целый день он ходил кругами и ревел, но к медведице подходить боялся. В итоге голод победил, и дело дошло до драки. Несколько минут медведи оглашали окрестности жутким басовитым ревом.

Медведица прогнала медвежат подальше и бросилась на подошедшего к еде самца, но тот оказался хитрее. Он умудрился сверху схватить медведицу за ухо и прижать к земле.

Признав поражение, медведица с медвежатами ушла. 

Через какое-то время медведи рядом стали восприниматься как обычное явление. Просыпались с утра, разжигали костерок и пили чай, наблюдая пирующих в ста метрах от нас косолапых. Незабываемые впечатления!

Неадекватный медведь, прогрызший катамаран, на свое счастье, больше не появлялся, остальные медведи были вменяемые, к лагерю близко подходить не спешили. 

Несколько человек совершили восхождение на ближайшую сопку, вид на бухту с нее был просто потрясающий. Большая четырехметровая лодка с высоты казалась игрушечной.

В проливе Линдгольма и бухте Онгачан кормятся киты, и если с берега были видны только их горбы и фонтаны, то с сопки китов можно было разглядеть во всей красе.

Наступило утро дня, назначенного на вылет вертолетом в Бриакан. Утро выдалось очень туманным, такого плотного тумана на побережье мы не наблюдали в течение всего похода. Естественно, в назначенное время вертолет вылететь не смог, пришлось ждать у моря погоды. И нам опять повезло – примерно к полудню туман почти рассеялся, а ведь в этих краях нередки туманы продолжительностью в неделю. 

А вскоре прилетел вертолет, встреченный нашими радостными криками.

На вертолете прилетел Игорь Ольховский, который привез группу туристов, стройматериалы для часовни и ящик холодного пива для нас.

Пиву были несказанно рады, но те, кто выпил его перед посадкой в вертолет, совершили большую тактическую ошибку. Вертолет летел 2 часа, и туалета в нем, естественно, не было. Любители пива сидели весь полет с очень характерным выражением лица. 

Летели сначала вдоль побережья, затем вертолет пошел над тайгой. Вид с высоты открывался потрясающий.

В Бриакане нас ждал сюрприз – каждый получил в подарок от Игоря Ольховского прекрасный фотоальбом о волшебной природе Дальнего Востока.

Получив подарки, загрузились в автобус и через 18 часов прибыли в Хабаровск. Город и цивилизация в целом произвели удручающее впечатление. Дома, машины, спешащие люди вокруг, все это начало напрягать после недель единения с дикой природой, все ощущали себя не в своей тарелке, лишними в этом хаосе металла и бетона. Однако во время прогулки по городу встретили-таки живое существо как привет от дикой природы.

Все когда-то заканчивается, подошло к концу и наше путешествие, остались только фотографии и воспоминания о чудесном крае, куда еще не дошла своей разрушительной поступью человеческая цивилизация. 

Хочется отдельно отметить команду, сопровождавшую нас в этом походе, ребята отработали на высочайшем уровне, четко и профессионально. Экспериментальная рама для катамарана не в счет, ремонт катамарана особо не напряг, мы и не к такому привычные. 

Руководитель экспедиции Владимир Чебанов и его сын Павел, несмотря на юный возраст, подготовленный к экстремальным походам лучше многих из нас.

Антон, рулевой второго катамарана, постоянно заряжавший нас своей жизнерадостностью.

Александр Белов и Максим Маевский, наши операторы.

Игорь Ольховский, организовавший нашу экспедицию.